Портал Одинцовского городского округа
Культурное наследие
Новости культуры / Изделия вязёмских мастеров на картине Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»?
2 мая 2024 в 15:00

Изделия вязёмских мастеров на картине Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»?

Дата: 2 мая 2024 в 15:00
Место: Одинцовский городской округ
Поделиться:

Во времена Российской империи в Вербное воскресенье под стенами Кремля раскидывался ежегодный Вербный торг.
«Уже в конце Тверской и на подступах к Красной площади было трудно продвигаться сквозь толпы, в которых стояли и сновали торговцы… Над головами колыхались большие гроздья ярких воздушных шаров и колбас.
Около Исторического музея торговали пирогами "грешниками", политыми зеленым маслом, мочеными сморщенными грушами, квасом в бочонках и подозрительно яркими водами в огромных графинах. Дальше начинались ряды палаток, торговавших главным образом сладостями: большими белыми и розовыми фигурными мятными пряниками, обливными и зажаренными в сахаре орехами, тянучками, помадками, халвой, нугой и рахат-лукумом, глазированными фруктами, тульскими и вяземскими пряниками, пастилой, медовыми коврижками, леденцами, изюмом, сушеными и свежими фруктами, маковниками, косхалвой, вареньем и медом в больших бочках.
Торговали книгами, кустарными изделиями, птицами, золотыми рыбками, коврами и дорожками, картинами и гравюрами, кустарными скатертями, салфетками и полотенцами, зонтами и тростями, вятскими игрушками, "лукутинскими" шкатулками, искусственными цветами, гирляндами для икон, пасхальными яйцами и пучками красноватых прутьев вербы с серебряными пушинками и с зеленой брусничной веточкой...»
/Шнейдер И.И. Записки старого москвича/
Художник Борис Михайлович Кустодиев в 1917 году создал две версии картины, где Вербный торг изображен во всем своем многоцветии и изобилии. Но особое внимание сотрудников Одинцовского музея на обоих изображениях привлекла палатка с надписью «МЕБЕЛЬ». Выставленные в ней на продажу плетеные изделия не могут не напомнить о продукции Вяземского складочно-потребительского общества, основанного в 1899 году в селе Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии и ставшего первым объединением кустарей в России.
В книге «Русское народное искусство на Второй Всероссийской Кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.» (издание 1914 года) деятельности большевяземских мастеров дается высокая оценка: «Вязёмское складочно-потребительское общество…вырабатывает плетеных изделий — мебели, дорожных корзин и проч. — на сумму до 200.000 руб. Дела этой кооперации идут в гору, и их изделия среди однородных занимают первое место. На второй всероссийской кустарной выставке не было недостатка в свидетельствах о влиянии кустарного дела в с. Б. Вязёмах на возникновение многих других центров плетения из ивовых прутьев, камыша и т.п.».
Итак, возможно ли, что на картине художника изображены изделия именно Вяземского общества? К сожалению, пока не нашлось документального подтверждения этой версии. Если сравнить мебель на картине и сохранившиеся фотографии произведений наших мастеров, действительно обнаруживается некоторое сходство. Однако это может объясняться и тем, что другие кустари брали вяземские модели за основу. Так или иначе, эта тема требует дальнейшего изучения и, возможно, принесет новые открытия, касающиеся промыслов Одинцовского края.
Материал подготовлен Одинцовским историко-краеведческим музеем

Фотографии
Наверх