Портал Одинцовского городского округа
Культурное наследие
Новости культуры / Немчиновка и Малевич
27 февраля 2024 в 14:00

Немчиновка и Малевич

Дата: 27 февраля 2024 в 14:00
Место: Одинцовский городской округ
Поделиться:

Продолжаем публиковать серию материалов Одинцовского историко-краеведческого музея к 145-летию со дня рождения художника-авангардиста Казимира Малевича.
Немчиновка —известный дачный поселок в биографии Малевича. Художник оказался здесь благодаря семье второй жены Софьи Рафалович.

Отец Софьи, Михаил Фердинандович, заведовал хозяйством психиатрической больницы в Мещерском, мать, Мария Сергеевна, происходила из дворянского рода Апраксиных. Клан Рафаловичей был большим, шумным, склонным к бурным ссорам и примирениям. Сам Малевич считал, что эта семья достойна пера Достоевского (не самая лестная характеристика!). Однако художника в ней все-таки приняли и полюбили, хоть и не сразу.

В 1914 году Рафаловичи купили несколько домов в Немчиновке. В одном, по адресу Бородинская, 18 (он сохранился до наших дней), жили, остальные сдавали внаем. У новых родственников Малевич бывал регулярно, даже встречался здесь летом 1913 года с Михаилом Матюшиным и Алексеем Кручёных во время совместной работы над оперой «Победа над солнцем». Однако, пока позволяли средства, художник предпочитал снимать отдельный дом в Кунцево.

В 1917 году такая роскошь была семье Малевичей уже недоступна и отныне местом летнего отдыха Казимира и Софьи стал немчиновский дом Рафаловичей. В его деревянном мезонине пара провела самые тревожные и голодные годы Гражданской войны.

Несмотря на сложный быт первых послереволюционных лет, Малевич полностью посвятил себя искусству. В 1919 году в Немчиновке он закончил рукопись своего программного сочинения «О новых системах в искусстве».
«Мы не можем победить природу, ибо человек — природа, и не победить хочу, а хочу нового расцвета… так как искусство есть одна из частей общего сложения культуры орудий природы, то и оно должно отрешаться от вчерашнего, ибо не успеет за ростом творческих выводов», писал Малевич.
Вероятно, что именно в Немчиновке в 1918 году была создана картина «Белое на белом» — вершина беспредметности.

В 1919 году Казимир Малевич уехал в Витебск, где следующие три года преподавал в Витебском народном художественном училище. Вокруг художника быстро собралась сплоченная группа учеников и последователей. Так появилось объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства») — «партия супрематизма», утопической целью которой было встроить эстетику этого новаторского художественного течения в общественную реальность. «Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях!» — один из лозунгов молодых художников. Объединению была уготована недолгая жизнь (оно фактически прекратило свое существование уже в 1922), но дружба Малевича с многими уновистами продолжалась до конца его жизни.

Тем временем и в личной жизни художника происходили перемены. Брак с заботливой и внимательной Софьей Рафалович, начинающей детской писательницей, был для Малевича счастливым. Не сходились супруги в одном. Софья Михайловна с пониманием относилась к Толе и Гале, детям Малевича от первого брака, которые периодически жили с ними, но все же ревновала мужа и хотела собственного ребенка. Художник же долго с ней не соглашался и все силы отдавал работе (эта приверженность искусству более, чем семье, во многом поспособствовала разрушению его первого брака). Лишь 20 апреля 1920 года у Малевичей родилась дочь, названная отцом Уной — конечно же, в честь другого его детища, УНОВИСА.

Семья продолжала проводить летние месяцы в Немчиновке, в остальное время года живя в Петрограде, где Малевич с 1922 года управлял Институтом художественной культуры. Кто знает, может именно изменчивый климат северной столицы подкосил здоровье Софье Михайловны. Она умерла от туберкулеза в 1925 году, там и не успев вырастить свое долгожданное дитя.

После смерти жены Малевич отдал дочь на воспитание бабушке Марии Сергеевне. Теперь в Немчиновке художник бывал лишь наездами, когда навещал Уну. Отношения с Рафаловичами расстроились и регулярная летняя жизнь художника в поселке закончилась. Но, как оказалось, ненадолго…

Изображение:
Малевич К.С. Весна. 1929.
Холст, масло.
Русский музей, Санкт-Петербург

Возможно, изображен дом Рафаловичей в Немчиновке

Фотографии
Наверх