Дата: | 22 февраля 2020 в 00:00 |
Место: | Территориальное управление Большие Вязёмы |
Организация: | Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина |
Поделиться: |
С 22 февраля в музее-заповеднике А.С. Пушкина можно будет увидеть уникальную вышивку XIX века.
Выставка под названием «Узоры пушкинских времён» проработает в музее-заповеднике с 22 февраля –21 сентября 2020.
На выставке экспонируется около 100 предметов – схем для вышивания и вышивок, созданных по этим схемам. Именно по таким рисункам с начала XIX века и в Европе и в Российской империи, как в ее обеих столицах, так и самых удаленных уголках, рукодельницы создавали свои произведения.
Вышивание шёлком, шерстью и бисером было неотъемлемой частью бытовой культуры русской усадьбы XIX столетия. Как и во многих других странах, в России девочек обучали рукоделию с раннего возраста. Можно с уверенностью сказать, что все дамы из окружения А.С. Пушкина когда-то вышивали по рисункам, подобным тем, что представлены на выставке. Сегодня во всех музеях, где есть разделы, посвящённые пушкинской эпохе, усадебной культуре и быту можно увидеть такие вышивки.
Схемы для вышивания в зарубежной историографии принято называть «Berlin Woolwork Patterns», т.е. «образцы для берлинской вышивки шерстью». Именно Берлин стал местом массового производства схем. А самой распространённой формой их использования – вошедшая в моду в XIX веке вышивка шерстью по канве в технике счётного креста, гобеленового шва. По готовым схемам вязали спицами и крючком, вышивали шёлком и бисером, бисером низали, ткали и даже создавали предметы путём вдавливания бисера в воск. В России такие образцы назывались «канвовыми узорами», «канвовыми рисунками» или «узорами для шитья по канве».
Принято считать, что первые цветные схемы для «берлинской вышивки» были изданы в 1800-х годах издателем А. Филипсоном (1797–1822). Они печатались в технике офорта и раскрашивались вручную акварелью и гуашью в соответствии с условными символами, которыми обозначались цвета и оттенки.
Период расцвета «берлинской вышивки» пришелся на первую половину XIX века. Основными центрами производства схем являлись Берлин и Вена. В Берлине крупнейшим было издательство Людвига Вильгельма Виттиха (1809–1869), в Вене – издательство Генриха Фридриха Мюллера (1810–1848). Россия всегда была одним из самых крупных импортёров этих образцов.
Сюжеты рисунков для «берлинской вышивки» были самыми разнообразными. На ранних образцах часто встречаются миниатюрные композиции, эмблемы дружбы и любви, аллегорические сцены,
герои античных мифов. Им на смену пришли охотничьи и жанровые сцены, сценки в стиле “шинуазри”, национальные типы, а так называемые «русские типы» много раз повторялись в изделиях рукодельниц.
Издатели схем чутко реагировали на изменения модных тенденций. Они охотно переводили в схемы картины художников XIX века, популярные гравюры и книжные иллюстрации. Однако самым распространённым мотивом «берлинской вышивки» были цветочные композиции: венки, букеты, гирлянды. Некоторые из них содержат цветочные шифры – акрограммы (имя или слово, составленное из первых букв названий изображённых цветов).
В России, Европе и даже в Америке по схемам для «берлинской вышивки» рукодельницы создавали бесчисленные кошельки, сумочки, шкатулки, подушки, ковры… Рисунки для вышивания берегли, передавали по наследству. Многие из них имеют следы укрепления основы, домашней реставрации, свидетельствующие о том, насколько высоко ценили вышивальщицы эти хрупкие образцы.
Московские коллекционеры Оксана Григорьева и Константин Журомский предоставляют возможность в атмосфере русской усадьбы познакомиться с западноевропейскими рисунками для вышивания XIX века и выполненными по ним декоративными вышивками.
#вяземы #захарово #выставка #пушкин #вышивка #музей #коллекция